Описание
Иконографический «Благовещение» из Троицкого иконостаса представляет один из вариантов «Благовещения» из Троице-Сергиевой лавры (ныне в Государственной Третьяковской Галерее) конца XIV в., отмеченного близостью к византийским памятникам палеологовского стиля. Событие посвящены празднику; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии. О будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа. В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, мягкость жестов, линий, ликов, радостного настроения и прозрачности образа и композиции дают полное право говорить о ее принадлежности кисти замечательного русского иконописца. Икону отличает несколько особенностей, Ее скромную и уединенную жизнь. Диалог Небесного и Земного происходят в горизонтальном пространстве, а событие Боговоплощения – в вертикальном: Дух Святой в виде зеленого луча нисходит на Деву Марию как голубь. Небо спускается на землю, освящая и пересотворяя ее заново. Общая композиция иконы, приобретает целостность и единство в развороте и устремленности половинок иконы и персонажей к центру и диалогу. Центром иконы является рука Архангела Гавриила, благославляющая Богородицу на подвиг Боговоплощения. Если мысленно продолжить ее вперед, то она встречается с лучом, Духа Святого, сходящим с Неба и обе эти линии соединяются, в точке над головой Девы Марии, делая акцент на ее согласии и смирении. Икона Благовещения Андрея Рублева полна надежды, радости и утверждения жизни, любви и человеколюбия, глубокой внутренней силы и сосредоточенности, божественной сил